понедельник, 24 февраля 2014 г.

                                     

                         
Элективный курс по русскому языку " Словесное творчество" 8-9 класс
задание 24  ЕГЭ
Поэтический синтаксис.

Укажите неверное высказывание:
                                                                                                                                                         1.Инверсия- необычный порядок слов в предложении,придающий фразе новый выразительный оттенок.
2. Эпифора- повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворных строк или рядом стоящих прозаических фраз.
3. Антитеза- развернутое сопоставление  двух явлений,данное в сходных синтаксических конструкциях.
4.Бессоюзие- построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются  без помощи союзов.
Определите. в каких пушкинских строчках использован обратный порядок слов.( инверсия ).С какой стилистической целью ?

А. Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз  увянувшее поле,
    Проглянет день как будто поневоле
    И скроется  за край окружных гор.

Б.  По дороге  зимней, скучной
     Тройка борзая бежит,
     Колокольчик однозвучный
     Утомительно гремит.

Вот строки из стихотворения А. Блока:

Познай, где свет,- поймешь, где тьма,
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

1. На каком лексическом явлении основана выразительная сила  этих строк?

 2. Как называются слова, использованные автором  в качестве выразительного средства ? Подчеркните их.

Определите стилистические фигуры.


1 )  Еще весны душистой нега
К нам не успела снизойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега... ( А. Фет)

2)  Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут...( К. Симонов )

3)  Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом...(  М. Лермонтов )

4) Смотри, ей весело грустить

   Такой нарядно обнаженной. (А. Ахматова)

5 )   Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь... ( М. Волошин)

6)   И блеск. и шум, и говор волн...( А. Пушкин)

7)  Знаете ли вы украинскую ночь ?..( Н. Гоголь)

8)   Татьяна! Милая Татьяна!
      С тобой теперь я слезы лью...( А. Пушкин)

9) Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа...( А. Пушкин)

10)   Не напрасно дули ветры,
         Не напрасно шла гроза.( С. Есенин)

11) Под ним струя светлей лазури,
       Над ним луч солнца золотой.  ( М. Лермонтов)

( анафора, анафора,инверсия, оксюморон,градация,  многосоюзие ,риторический вопрос, риторическое обращение,инверсия, анафора, параллелизм)
     

                  Поэтическая фонетика

Один из самых сильных поэтических приемов -  звукопись.  то есть подбор сочетания звуков, слов, которые своим звучанием напоминают  слуховое впечатление от изображаемого  явления.Повторение согласных звуков называется аллитерация, а гласных ассонанс.

Укажите способ звукописи.

А.   Я вольный ветер, я вечно вею,
      Волную волны, ласкаю ивы,
      В ветвях вздыхаю,вздохнув,немею,
     Лелею травы, лелею нивы.

Б  . Мело, мело по всей земле
      Во все пределы.
     Свеча горела на столе, 
     Свеча горела.
В  .Скажи потише: шесть мышат,
     И сразу мыши зашуршат.
    Скажи погромче слово "гром",
    Грохочет слово, словно гром.

2.Проанализируйте отрывок и определите, как изменяется темп речи. Определите ведущие согласные и объясните смысл звукового эффекта.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена , как тени,
В дыму огонь блестел.
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала 
Гора кровавых тел.

Комментариев нет: