ЕГЭ

http://ege.yandex.ru/rus
http://www.edu.ru/moodle/
http://www.egeonline24.ru/
http://www.examen.ru/add/tests
http://www.gramota.ru/
http://www.school-tests.ru/online-ege-rus.html
http://www1.ege.edu.ru/online-testing/russian
http://www.egetutor.ru/TestBase/Russkij-yazyk.aspx




Находим  и формируем проблему текста.

1 После прочтения текста и выполнения тестовых заданий, связанных с ним, сформулируйте одним словом,о чем в нем говорится,и запишите. ЭТО ТЕМА ТЕКСТА,

2  В виде  простого предложения с подлежащим и сказуемым сформулируйте и запишите  идею текста  (  основную мысль), то есть то новое, что говорит автор,то, ради чего создавался  текст по данной теме. При этом избегайте слов с преносным значением,заменяйте их синонимичными словами  в прямом значении.

Если не получается, выполните следующие действия:
а)  Еще раз пройдитесь по всем абзацам,потому что основная мысль обычно не просто предъявляется в тексте. а развивается.углубляется (как правило,но не всегда,абзацное  членение совпадает  с микротемами.. из каждого абзаца выпишите главное суждение. Избежать нечаянной замены тезиса( основной мысли) помогут цепочки слов,которые сохраняя тему,передают новое.

б) Соедините  все выделенные части тезиса ,сформулируйте его целиком  в виде одного предложения, запишите.

в) Вернитесь к  выполненным заданиям по тексту, в них попытайтесь найти подсказку.
3.  Подумайте, на какой вопрос  может служить ответом предложение ,отражающее основную мысль  текста.  Запишите его. Вы нашли проблему, которую поднимает автор,сформулируйте ее в виде словосочетания.




Пишем комментарий к основной проблеме текста.

Комментирование проблемы-наиболее сложная и важная часть экзаменационной работы по русскому языку -сочинению-рассуждениию (3С)..так как позволяет оценить, правильно ли понят текст,увидел ли ученик те аспекты формулируемой проблемы, которые интересуют автора..
Как  справится с этим заданием ?
Не заменить его пересказом содержания текста, описанием собственных впечатлений от прочитанного, цитатами из текста, анализом средств выразительности или выражением собственного отношения к проблеме.
Это типичные ошибки.





Как работать над  25 вопросом( сочинением-рассуждением).


Методика работы над сочинением


Внимательно прочитайте предложенный вам текст.

Найдите ключевые фразы, которые помогут вам определить проблему, поднятую в тексте и авторскую позицию.

Сформулируйте и запишите эту проблему.

Сформулируйте позицию автора (запишите предложением)

Подумайте, согласны ли вы с мнением автора. Может быть,  его взгляд на проблему для вас неприемлем.

Вспомните художественные произведения, жизненные ситуации, которые помогут доказать вам свою точку зрения, запишите их.

Сформулируйте введение (начало) вашего сочинения. Наиболее выигрышным является аналитическое введение: оно заявляет о вас как о личности мыслящей.

Составьте подробный план своего высказывания.

Напишите сочинение.

Не забудьте проверить грамотность и логичность своей работы.

Теперь переписывайте!!!!




Методические рекомендации



Ваше сочинение-рассуждение может быть построено по схеме: ВСТУПЛЕНИЕ - комментарий- позиция автора- свое согласие-несогласие с автором- аргументы-  - ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Во вступлении (лучше использовать аналитическое) после 2-3-х предложений формулируем проблему текста. В основной части комментируем позицию автора, выражаем свое аргументированное мнение. Заключение представляет собой  итог всех размышлений, может содержать риторический вопрос.

Логика построения текста сочинения соответствует последовательности критериев оценивания  задания 25  ( они приводятся во всех сборниках контрольно-измерительных материалов)

В сочинении очень хорошо будет и употребление таких слов: проблема (вопрос, задача (в скобках привожу синонимы, чтобы Вам избегать повторов)), комментарии (интерпретация, объяснение, пояснение, толкование), позиция автора (авторское мнение, взгляд на проблему, точка зрения), аргументация(доказательства, примеры, подтверждения, доводы).




Проблема



Тексты, как правило, многоплановы - в них затрагивается несколько волнующих автора или смежных проблем. Вы работаете только с одной проблемой, которую вычленили из текста.

В формулировании проблемы вам помогут ключевые слова и предложения, которые вы можете подчеркнуть в тексте. Проблему можно сформулировать своими словами, процитировать автора, указать номер предложения, в котором сформулирована проблема.




Проблемы бывают:

политические

философские

этические (морально-этические, морально-нравственные)

социальные

экологические

культурные







Комментарий к проблеме



 Комментарий не сводится к пересказу авторского текста.  Это расшифровка авторских мыслей.
Комментарий свидетельствует, насколько глубоко вы поняли авторский текст.



Позиция автора



Охарактеризовать позицию автора - значит понять , как он отвечает на заявленный им в тексте вопрос. Позиция автора может быть выражена прямо или косвенно ( отдельные слова и реплики, настроение автора).





 Аргументы

Первым делом необходимо выразить свое мнение по отношению к позиции автора   ( согласиться или выразить противоположную точку зрения), а затем уже приводить аргументы в доказательство своей позиции.

Вы должны привести не менее двух аргументов (если более, то они не учитываются при проверке работы). Итак, вы приводите два аргумента:

два аргумента из произведений художественной литературы ( не путайте при этом имена авторов и героев, названия текстов);

один аргумент из произведений литературы (можно использовать публицистические тексты, художественные фильмы), другой - на основе своего жизненного опыта.

два аргумента, основанные на вашем жизненном опыте.







Не стоит забывать и о   абзацном членении текста (красные строки).



Абзацы должны совпадать с композиционным строением текста. Переходы между частями должны быть логичными, ста райтесь использовать различные средства связи. ( см. таблицу).



В сочинении  недопустимы диалектизмы, просторечные слова, жаргонная и бранная лексика. Текст вашей работы не должен содержать резких выпадов, угроз или насмешек в чей-либо адрес. Один из критериев оценки- соблюдение этических норм (1 балл).



Объем сочинения не должен быть менее 150 слов! Конечно, ловить вас на плюс-минус 10 слов никто не будет. Но, если вы не выдерживаете заявленного  объема, то по некоторым критериям вы получаете меньшее  количество баллов (орфография, пунктуация, речевое и грамматическое оформление высказывания) при условии, что вы не допустили ошибок( или их количество минимально).  Работа объемом менее 70 слов оценивается 0 баллов. Работа, написанная не на основе предложенного текста, оценивается 0 баллов.



Желаю вам удачи на экзаменах!





 Вот несколько заготовок, которые возможно использовать в своей работе:



      
Основная проблема, заявленная в тексте, - это проблема.... Автор затрагивает проблему....., предлагает поразмышлять о..... Проблема, поднятая автором, заключается в том, что... Это проблема является сегодня особенно актуальной.... Проблема, заявленная в тексте, является очень серьезной... Проблема, которую ставит автор, на мой взгляд, очень актуальна (серьезна)...  Автор (заменяем на фамилию) считает, что....  Автору удается привлечь внимание к проблемам, касающимся каждого... Из размышлений автора следует, что он не сторонний  наблюдатель, а человек с активной жизненной позицией, глубоко знающий человеческие души.... Поднятая автором проблема заставляет читателя задуматься над.....,  поразмышлять о....,  остановиться и подумать...., лучше понять себя и окружающих....

       
   Позиция автора заключается в том, что...  Автор считает, что... Авторская позиция такова:.... Позиция автора предельно ясна.... Авторская позиция раскрывается в ......., раскрывается через....( используем материал конкретного текста)... Позиция автора вызывает восхищение и уважение..... Раскрывая проблемы, автор говорит..... (приводим цитаты из текста) .... (Фамилия автора) приглашает нас к разговору о непростых проблемах нашей жизни, ставит перед нами цель - найти ответы на наиболее важные жизненные вопросы...

        Я согласен с мнением автора.... Я тоже считаю, что.... Я разделяю позицию автора.... Мне понятны и близки его мысли....   я уважаю позицию автора, но хочу высказать свое мнение по данному вопросу.... Моя точка зрения иная..... Мое мнение  на данную проблему несколько другое... Я принципиально не согласен с мнением автора...... Мне кажется, что..... Так, например, ...... Известны случаи..... Хочется вспомнить...... В качестве примера могу привести (хочу привести).....     Обратимся к......  Я подумал о том, что...




Это должен знать каждый!
(орфоэпический минимум)



А
агЕнт
алфавИт
аэропОрты, им.п. мн.ч.

Б
балОванный, прич.
баловАть
балУясь
бАнты, им.п.мн.ч
бОроду, вин.п.ед.ч.
бралА
бралАсь
бухгАлтеров, род.п. мн.н

В
вЕрба
вернА
вероисповЕдание
взялА
взялАсь
включЁн
включЁнный
включИм
включИт
включИшь
влилАсь
вОвремя
ворвалАсь
воспринялА
воссоздалА
вручИт

Г
гналА
гналАсь
граждАнство

Д
давнИшний
дефИс
диспансЕр
добелА
добралА
добралАсь
довезЁнный
дОверху
договорЁнность
дождалАсь
дозвонИтся
дозвонЯтся
дозИровать
докраснА
докумЕнт
донЕльзя
дОнизу
досУг
дОсуха

Е
еретИк

Ж
жалюзИ
ждалА
жилОсь

З
завИдно
зАгнутый
зАгодя
закУпорив
закУпорить
зАнял
занялА
зАняло
занятА
зАнятый
заселЁн
запертА
зАтемно
звалА
звонИм
звонИт
звонИшь
знАчимость
знАчимый
зимОвщик
зАсветло

И

избалОванный
Иксы
импЕрский

инстИнкт

исключИт

Исстари

исчЕрпать


К
каталОг
квартАл
киломЕтр
клАла
клЕить
кОнусы,кОнусов
кормЯщий
корЫсть
крАлась
крАны
красИвее
красИвейший
кремЕнь
кренИтся
кровоточАщий
кровоточИть
кУхонный

Л
лгалА
лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.
лилА
лилАсь
ловкА
лыжнЯ

М
мЕстностей род.п. мн.ч
мозаИчный
молЯщий
мусоропровОд

Н
навЕрх
навралА
наделИт
надОлго
надорвалАсь
нажИвший
нажитА
назвалАсь
накренИт
налилА
налИвший
налитА
намЕрение
нанЯвшийся
нарвалА
нарОст
насорИт
нАчал
началА
нАчали

начАв
начАвший
начАвшись
нАчатый
начАть
нЕдруг
недУг
некролОг
нЕнависть
ненадОлго
низведЁн
нОвости,новостЕй
нОгтя, род.п ед.ч.

О
обеспЕчение
обзвонИт
облегчИт
облегчИть
облилАсь
обнялАсь
обогналА
ободралА
ободрИть
ободрЁнный
ободрЁн
ободренА
ободрИшься
обострЁнный
обострИть
одолжИт
озлОбить
оклЕить
окружИт
опломбировАть
опОшлят
определЁн
оптОвый
освЕдомиться, освЕдомишься
отбылА
отдалА
отдАв
отключЁнный
откУпорил
отозвалА
отозвалАсь
Отрочество

П
партЕр
перезвонИт
перелилА
плодоносИть повторЁнный
поделЁнный
поднЯв
позвалА
позвонИт, позвонИшь
полилА
положИл
положИть
понЯв
понЯвший
пОнял,
понялА
портфЕль
пОручни
послАла
прибЫв
прИбыл
прибылА
прИбыло
придАное
призЫв
прИнял
прИняли
принУдить
прИнятый
приручЁнный
прожИвший
прозорлИва
процЕнт

Р
рвалА

С
свЁкла
сверлИт
сверлИшь
сирОты
слИвовый
снялА
снятА
сОгнутый
создалА
созданА
сорИт
срЕдства,им.п.мн.ч.
срЕдствами
стАтуя
столЯр
созЫв

Т
тамОжня
тОрты
тОртов
тОтчас


У
убралА
убыстрИть
углубИть
укрепИт


Ц
цемЕнт
цЕнтнер
цепОчка

Ч
чЕрпать

Ш
шАрфы
шофЁр

Щ
щавЕль
щемИт
щЁлкать

Э
экспЕрт

             

                    Запомни правописание наречий!

без ведома
без оглядки
без конца
без отказа
без промаха
без просвета
без разбору
без спросу
без толку
бок о бок 
в бегах
в виде
в отличие
в охапку
в охотку
в рассрочку
в связи с
в силу
в случае 
все равно
в срок
в три погибели
как бы то ни было
как бы не так
как кому 
на авось
на боку
на века
на веки вечные
на время
на вкус
на глазок
на днях
с маху
на износ
на ура
тет-а-тет