Родительское собрание

 Родительское собрание «Поощрения и наказания» 
(памятка родителям)

      Ребёнок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим любимым людям.
      Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя то физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребёнка, чем грубое и жёсткое обращение с ребёнком.
      Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку порой могут быть вызваны даже не проступками ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т. д. Гнев, вылитый в этом случае на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет  и раздражает.
      Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит  «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребёнка.
      Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:
► страх;
► возмущение, протест;
► обиду, чувство  оскорблённости, жажду мести и компенсации;
► разрушение «нравственных тормозов»;
► стремление к обману, изворотливость;
► потерю способности к здравому рассуждению;
► ребёнок перестаёт видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
► агрессивное поведение;
► снижение самооценки;
► ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).
      Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребёнка и его родителей, когда ребёнок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но ещё более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.
      Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.
      Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:
Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство. 
Принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.  
Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
Требуя что-то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребёнок нуждается в повторении.
Не требуйте от ребёнка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.
Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе, о чём свидетельствует его поступок.
Подумайте, в чём трудности ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете помочь ребёнку в этой ситуации? Как поддержать его?

Желаю успехов в трудном деле воспитания детей!

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!!!



      Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.

Очень противоречивый метод воздействия – наказание трудом. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.
Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям? Известный учёный – психолог Ю. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком. Как?» советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь здесь идёт о наказании лишением. Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно. Прогулка в выходные, игры с друзьями, так любимые современными детьми компьютерные игры, катание на велосипедах, выход в гости и пр.   Ю. Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости». Если ваш ребёнок совершает какой – то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.
Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?» Удаётся ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным. Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что после наказания их станет меньше? Может, причина неуспеваемости совсем не связана с прилежностью. Ребёнок просто не усваивает материал.
Определить необходимое наказание очень сложно. Оно должно соответствовать проступку. Дети очень чувствительны к справедливости наказания. Если родители используют авторитарные методы наказания, то они оказывают мало влияния на ребёнка.
Итак, подытожим, каковы рекомендации психологов родителям в выборе методов воспитания:
● при выборе метода наказания ребёнка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокости;
● ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями), трудовыми обязанностями – тем, что он должен делать добровольно, от чего может и  должен получать радость;
● будьте справедливы к детям;
● не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершён проступок действительно серьёзный, по – настоящему вас огорчивший;
● прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат (насколько это наказание будет эффективным).
Чтобы решение проблемы сдвинулось с мёртвой точки, необходимо начать с себя. В психологии есть очень важное правило: если хочешь изменить поведение кого–либо, надо в первую очередь изменить своё поведение. Прежде всего, посмотрите на ребёнка своими глазами (забудьте, что говорят о нём соседи, учителя и т. д.). Вы лучше знаете его. На какие качества, которые вам нравятся в нём, вы могли бы опереться? Например, вы знаете, что ваш ребёнок очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребёнка. Не угрожайте ему: «Попробуй не прийти сегодня вовремя!», а поделитесь своими чувствами: «Я была бы так рада, если ты сегодня пришёл пораньше. Мы бы посидели за чаем, обсудили бы проблемы».

Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного поведения ребёнка как поощрение.
В словаре С. И. Ожегова глагол «поощрить» толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что–нибудь, возбудить желание сделать что–нибудь».
В таком толковании заложены приёмы поощрения – это совместное действие, сочувствие, подарок – и результат поощрения – желание сделать что–то.
Поощрение для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности. Оно способствует поддержанию позитивного поведения ребёнка, вызывает чувство удовлетворения, удовольствия, желание испытать это чувство ещё раз. В этом заключается основной психолого–педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование черт его характера.
Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала. Похвала может быть простой или сложной. Простое «спасибо» или улыбка, покажет, что вы заметили его усилия. Более сложный вариант: «Я так рада, что ты добился успеха – ответственно готовился к контрольной и получил пятёрку!»
Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребёнка, его действия, а не его самого (так же, как и при наказании). Действенная похвала должна быть незамедлительной. Чем быстрее вы похвалите ребёнка за хороший поступок, тем лучше. Хвалить нужно искренне, не заигрывать с ребёнком – дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать и способности, уровень развития ребёнка. За одинаковый результат разных детей и хвалить надо по–разному.
Ещё один момент – похвала тогда будет эффективной, когда звучит не слишком часто.
Часто родители, желая воспитать ребёнка «без комплексов», считают, что хвалить его нужно постоянно, даже путём сравнения результатов его действий с результатами других. Например: «Очень хорошо, что ты единственный, кто написал тест на «пять». Значит ты самый умный в классе». Конечно, ребёнок нуждается в одобрении и положительных оценках. Но эффективность похвалы очень зависит от того, кто его хвалит и как это делается. Потребность во внешнем одобрении – своего рода наркотик, привыкнув к которому, человек теряет самого себя; он нуждается в постоянных похвалах и все свои силы тратит на то, чтобы услышать в свой адрес положительную оценку, а не на то, чтобы достигнуть успехов. В результате он не только не слышит и не понимает, что говорят окружающие, но и самого себя не слышит и не чувствует. У детей, которые привыкли к постоянным поощрениям в виде похвалы, появляется чувство вины и протеста в случае неудач, формируются потребности в постоянном восторженном, восхищённом признании его личности.
Как быть, если есть необходимость поощрять детей более активно? Это можно сделать, выработав систему поощрений. Чтобы эффект от них не пропал даром, оно должно быть чем – то, чего ребёнок хочет или в чём нуждается, и откладывать его нельзя. Поощрение может быть незначительным (улыбка, похвала), может быть выражено материально, а может быть проявлением внимания к успехам детей. Родители обычно сами придумывают формы поощрения в зависимости то склонностей и предпочтений сына или дочки.

1.     Тренинг для родителей
Упражнение «Виды поощрения».
Классный руководитель. Перечислите виды поощрений, которые вы используете, и те, которые могут заинтересовать ваших детей. (Покупка наклеек, любимых журналов, сладостей, поездка в парк, разрешение оставить друга ночевать у себя дома и т. д.).
(После обсуждения принимаются некоторые идеи.)

Упражнение «Правильно ли?»
Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно.
1) После концерта для родителей: « Юля, ты лучшая пианистка в школе!»
(Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!»)
2) «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены».
(Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.)
3) Мальчик играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!»
(Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты помыл  посуду!» или «Я рада, что ты полюбил шахматы!»)
4) «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!»
(Ребёнка «захваливают». Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Всё сделал, как было надо»).

2. Результаты социологического опроса учеников и их родителей
Родителям предлагается сравнить обобщенные результаты предварительного анкетирования детей и родителей и выявить проблемы.

3.Подведение итогов родительского собрания
Классный руководитель. Надеюсь, что наше собрание помогло вам многое осмыслить. Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребёнком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать своё поведение. Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили. В заключение предлагаю вам памятку, которая поможет сделать правильный шаг в выборе этих методов.  (Приложение 2).

4.Обсуждение проекта решения родительского собрания
(Обсуждается и принимается решение  родительского собрания)
Проект решения родительского собрания
1.Рекомендовать родителям чаще использовать различные методы поощрения ребёнка.
    2.Подготовить информацию о положительном опыте семейного воспитания.


                         

Приложение 1. Диагностика школьной тревожности

Вопросы
Почти
никогда
(1 б.)
Иногда
(2 б.)
Часто
(3 б.)
Почти
всегда
(4 б.)
1.
2.
3.
4.
5.
1. Я спокоен




2. Мне хочется докопаться до сути




3. Я разъярён




4. Я падаю духом




5. Я напряжён




6. Я испытываю любопытство




7. Мне хочется стукнуть кулаком




8. Я стараюсь получать хорошие оценки




9. Я раскован




10. Мне интересно




11. Я рассержен




12. Я прилагаю много сил




13. Меня волнуют неудачи




14. Мне кажется, что урок никогда не кончится




15. Мне хочется на кого-нибудь накричать




16. Я стараюсь




17. Я чувствую себя неудачником




18. Я чувствую себя исследователем




19. Мне хочется что-нибудь сломать




20. Я не справляюсь с заданием




21. Я взвинчен




22. Я энергичен




23. Я взбешён




24. Я горжусь собой




25. Я чувствую себя свободно




26. У меня хорошо работает голова




27. Я раздражён




28. Я решаю самые трудные задачи




29. Мне не хватает уверенности




30. Мне скучно




31. Мне хочется что-нибудь сломать




32. Я стараюсь не получить двойку




33. Я уравновешен




34. Мне нравится думать




35. Я чувствую себя обманутым




36. Я хочу показать свои способности




37. Я боюсь




38. Я чувствую уныние




39. Меня многое приводит в ярость




40. Я хочу быть среди лучших
















Приложение 1. Диагностика школьной тревожности


Ключ


Шкала

Пункты

П А познавательная активность
2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
МД мотивация достижения
4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Т   тревожность  
1, 5, 9, 13, 17, 25, 29, 33, 37
Г   гнев
3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39


Оценка результатов
ПА – шкала познавательной активности
МД – мотивация достижения
Т – шкала тревожности
Г – шкала гнева
Формула: ПА + МД + (- Т) + (- Г)




Нормативные показания

Тревожность

Девочки
Мальчики
Высокая
27 – 40
24 – 40
Средняя
20 – 26
17 – 23
Низкая
10 – 19
10 - 18



                           
Приложение 2. Памятка для родителей

1. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.
2. Помните об ответственности при выборе форм наказания.
3. Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
4. Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребёнка).
5. Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.
6. Не бойтесь рассказывать своему ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.
7. Требуйте то ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.
8. Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.
9. Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступки от супруга (-и). Это может привести к потере вашего авторитета.
10. Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.
11. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.
12. Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.
13. Не захваливайте ребёнка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной!
14. Умейте дарить прощение! Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
Любите сына или дочку, несмотря ни на что!!! 


Приложение 3. Анкета для родителей № 1

1.Считаете ли вы проблему наказания и поощрения детей в семье важной и актуальной?
а) да;            б) нет.
2. Как вы относитесь к поощрениям ребёнка в семье?
а) как к необходимому и значимому методу семейного воспитания;
б) как к родительской обязанности;
в) не задумывался(- ась) над этим.
3. Как вы относитесь к наказанию детей в семье?
а) как к необходимому в некоторых случаях методу семейного воспитания;
б) как к важному методу;
в) как к нежелательному методу семейного воспитания.
4. Наказывали ли вас в вашей семье?
а) да, регулярно;
б) иногда, если этого заслуживал (- а);
в) почти никогда.
5. Как вы поощряете своего ребёнка?
а) материально;
б) морально;
в) сочетаю различные формы поощрения.
6. Какие формы поощрения из приведённых ниже вы считаете наиболее значительными?
а) покупка одежды;
б) покупка предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка;
в) денежное поощрение;
г) словесные формы поощрения;
д) объятия, поцелуи и т. д.
7. Какие формы наказания ребёнка вы считаете наиболее приемлемыми?
а) физическое наказание;
б) исключение общения с ребёнком;
в) лишение ребёнка чего – то.
8. Как вы думаете, чем может грозить родителям частое использование физического наказания по отношению к ребёнку?
а) потерей контакта с ребёнком;
б) проблемами с психикой  ребёнка;
в) агрессивностью и озлоблением ребёнка;
г) изменением нравственной сферы личности ребёнка.



Приложение 3. Анкета для родителей № 2

1.    Какие методы воспитательного воздействия вы используете чаще всего?
(Требование, убеждение, наказание, поощрение.)
2.    Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребёнку?
(Да, нет, иногда.)
3.    Какие виды поощрения вы используете в воспитании?
(Похвала, одобрение, подарки.)
4.    Наказываете ли вы ребёнка физически.
(Да, нет, иногда.)
5.    Положительно ли влияет на ребёнка избранная мера наказания?
(Да, нет, иногда.)
6.    Доверяет ли вам ребёнок, делится ли с вами своими секретами?
(Да, нет, иногда.)
7.    Стараетесь ли вы контролировать своё собственное поведение ради воспитания ребёнка?
(Да, нет, иногда.)
8.    Существует ли, с вашей точки зрения, взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт характера ребёнка?
(Да, нет, не знаю.)




Приложение 3. Анкета для родителей № 3

Согласны ли вы со следующими утверждениями?
Варианты ответов:
а) полностью согласен (согласна);
б) трудно сказать;
в) совершенно не согласен (не согласна).

1.    Ребёнка можно шлёпнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна.
2.    Меня в детстве тоже порой поколачивали, но это мне не повредило.
3.    Ребёнка можно ударить только тогда, когда уже нет других способов воздействия.
4.    Порой так рассердишься-разъяришься, что нет сил вытерпеть детскую наглость, и рука сама поднимается.
5.    Чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно.
6.    Как бы я ни был (-а) рассержен (-а) и возбужден (-а), я всегда могу удержаться, чтобы не ударить ребёнка.
7.    Бить ребёнка, конечно, нельзя. Но высказать без оглядки всё, что о нём думаешь, можно.
8.    В любой ситуации я могу не унизить человеческое достоинство ребёнка.
9.    Если я неправ (-а), то я могу искренне попросить прощения у ребёнка.
  10. В своей жизни я никогда не ударил (-а) ребёнка. 
Приложение 4. Анкета для детей № 1

1. Если ты провинился, как наказывают тебя дома?
(Ругают, бьют, не разрешают гулять и т. д.)
2. Если тебе что-то удалось очень хорошо, как на это реагируют родители?
(Хвалят, называют ласковыми словами, делают подарок,
 не обращают внимания.)
3. Мама и папа одинаково относятся к твоим удачам и ошибкам?
(Да, нет, иногда.)
4. Хочется ли тебе исправить ошибку, если тебя отругали?
(Да, нет, иногда.)
5. Хочется ли тебе сделать что-то ещё лучше, если тебя за это хвалят?
(Да, нет, иногда.)
1.    Делишься ли ты своими секретами с родителями?
(Да, нет, иногда.)



 Анкета для детей № 2

1. Мама со мной ласкова…
(Часто, иногда, редко, никогда.)
2. Папа со мной ласков…
(Часто, иногда, редко, никогда.)
3. Мама на меня кричит…
(Часто, иногда, редко, никогда.)
4.  Папа на меня кричит…
(Часто, иногда, редко, никогда.)
5. Мама может меня шлёпнуть, ударить…
(Часто, иногда, редко, никогда.)
6. Папа может меня шлёпнуть, ударить…
(Часто, иногда, редко, никогда.)







Список использованной литературы:

1.     Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: 1995.
2.           Виттингтон Р., Крайс Л., Морган Г., Крейцман Н., Бек Б. Мир начинается с меня. – М.: 1993.
3.           Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей.- М: 1971.
4.           Как воспитать ребёнка без физического наказания / Журнал «Защити меня – Protect me! – 99». -  М.: 1999.
5.           Корчак Я. Как любить ребёнка. 1990.
6.           Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей.- М: 1990.
7.           Макаренко А. С. Книга для родителей. Л., 1981.
8.           Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М.: 1995.
9.           Помощь родителям в воспитании детей / Общая ред. и предисл. В. Я. Пиллиповского. - М.: 1992.
10.      Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И., Олиференко Л. Я., Иванова Н. А., Демьяненко И. И. Жестокое обращение с детьми. - М.: 1993.
11.      Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. - М.:1992. 
12            .......... Всеобщая декларация прав человека.
13 декларация прав ребёнка.
14  Конвенция о правах ребёнка.
15   Конституция Российской Федерации.
16   Семейный кодекс Российской Федерации.
17   Закон Российской Федерации «Об образовании».
18   Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
19. Родительские собрания: внеклассная работа: 1 – 4 классы /  Ярёменко Е. О., Лобачёва Е. К.- М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2008.
20. Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 1. / Под ред. Степанова Е.Н. – М.: «Т Ц Сфера»,2003.
21. Родительские собрания: 4 класс / Авт.-сост. Яценко И. Ф. – М.: ВАКО, 2008. 






                         Как помочь своему ребенку учиться
                                 ( к родительскому собранию)

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

  • расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;
  • выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;
  • выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений
  • Эпиграф:
  • Родники детства поят нас родниковой водой. Открывать перед ребёнком дверь в мир знаний — значит наполнять его добротой,любовью,чуткостью,которым он всю жизньбудет щедро делиться с людьми.
    .

Оказывается дети желают учиться. но не просто учится, а хорошо учится. ( анкета для детей) .

Анкета для родителей.

  • Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?
  • Что способствует повышению успеваемости дома?
  • Что вы ждёте от школы для своих свих детей?
  • Как вы думаете. Что для этого нужно?
  • Нужно ли учится?

Вступительное слово:

В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого я сейчас прочитаю диалог между мамой и сыном.

-Когда ты собираешься делать уроки?

- После кино.

- После кино поздно!

- Учиться никогда не поздно!

- Почему ты дома не открываешь учебник?

- Ну ты же сама говорила, что учебники надо беречь!)

Вопрос к родителям:

- Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)

Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас. А вот что говорят дети. ( Я хочу быть образованным.) ( Образованному человеку легче найти работу) ( С человеком который умный легко общаться.).

Вопрос к учителям:

- Что же, по вашему мнению, обеспечивает успех урока? Приглашенные учителя дают необходимую информацию о том, что нужно сделать учащимся, чтобы урок прошел не зря.

Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. которые помогут повысить успеваемость ваших детей. Психологи обнаружили. Что любой нормальный ребёнок может стать отличником. Соблюдая при этом три(!) правила: прежде всего надо делать д/з. слушать на уроке объяснения учителя и приносить в школу все необходимое для занятия(то есть внимательно собирать портфель).Скажите вы контролируете своих детей? Тогда я хочу дать вам несколько советов .

Советы родителям:

  • Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
  • Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
  • Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
  • Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
  • Не ругайте, а учите!

А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе “докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности

Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”

Подведение итогов собрания.

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочу прочитать вам некоторые советы, которые рекомендуют психологи.

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.







Учимся писать диктант на "5"

     Вспомните, что вы больше всего боялись, когда учились в школе. У кого-то коленки дрожали перед контрольной по математике, кто-то очень не любил выходить к доске, а кого-то пугали диктанты. 


     Диктант - вещь не очень приятная, но нужная. Некоторые дети пишут его без проблем, но иногда это становится еще одним поводом для переживаний и слез... Поэтому некоторым детям, а соответственно, и их родителям надо готовиться к диктантам заранее и очень тщательно. К сожалению, один ребёнок здесь не справится. Нужна помощь.

     Но если вы полны решимости сделать из дочери или сына человека грамотного, надо запомнить несколько простых правил проведения диктанта. Во-первых, купите специальную методичку или сборник диктантов для средней школы, они продаются в специализированных магазинах, выберите текст на то правило, которое проходит сейчас ваш ребенок, читайте его очень четко и медленно (но не по буквам), чтобы подросток хорошо понял содержание. Затем диктуйте вначале целое предложение, затем разбивая его на слова. Не забывайте о временном регламенте! Чтобы подключить ребенка к процессу подготовки к диктанту, напишите вместе с ним сложные слова на карточках. То есть писать-то будет он, ваша роль - проверить правильность слов. Переворачивая карточки на манер экзаменационных билетов, ребёнок сможет сам проверить написанное в тетради.

    Вы можете наговорить текст диктанта (или часть его, или даже просто сложные слова) на диктофон. Дети, которым легче вначале прослушать весь текст, пойдут на это техническое новшество с удовольствием. Если у вас есть возможность общаться с компьютером, то можно сделать так называемые пазлы из разных частей трудного текста. Наберите весь текст на компьютере, разбейте его на множество частей, а затем распечатайте на маленьких карточках. Ребенок с удовольствием будет собирать такую вот "текстовую" головоломку (заодно многократно читая написанные слова). Для борьбы с особо сложными словами можно снова применить карточки, только уже не целых слов, а отдельных букв. Карточки перемешиваем, и ребенок самостоятельно составляет из него "неподдающееся" слово. Можно предложить ребенку поискать рифму к таким словам или поиграть с ним в "слова". Вы пишете первую и последнюю буквы слова, ребенок угадывает недостающие. За правильные буквы - приз, за орфографические ошибки - штраф. Вообще надо стараться использовать в течение дня любую возможность попрактиковаться в написании диктанта. Причем, тексты могут быть самые разные, начиная от кулинарных рецептов, заканчивая отрывками из приключенческих книг. Чем чаще ребенок пишет под диктовку в спокойной обстановке (ведь, согласитесь, диктант - это всегда стресс) разные тексты, тем скорее он привыкнет к этому. Обязательно научите ребенка проверять написанное, для этого лучше всего внимательно прочесть весь текст, разбивая слова на слоги и как бы проговаривая их про себя. Затем полезно прочитать текст еще раз, но с конца до начала. Это отвлекает от "сюжета", и ошибки становятся заметнее.

     Полезно писать диктанты ежедневно, по 15-20 минут.

     Еще один способ развития грамотности - заучивание написания слов по орфографическому словарю так, как мы изучаем иностранный язык.

     Воспользуйтесь моими советами, и тогда, я уверена, ваше чадо перестанет нервничать, когда в школе придет время очередного диктанта.
   






  



Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Стресс - негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.



Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников.


Рекомендации старшеклассникам при подготовке к экзаменам:
1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
3. Подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Состав план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.
6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.
8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.
9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте - сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!
10. Ежедневно выпопняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Экзамены - это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. Что делать школьному психологу в период подготовки к экзаменам? Психолог может помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.

Как помочь подготовиться к экзаменам (практические рекомендации для родителей)

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений - уже на вступительных экзаменах.
Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись -вдохнуть полной грудью и идти дальше.

• Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.

• Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
•Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
• Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
• В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
• Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
•Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Газета «Школьный психолог», № 7, 2003 г.


Советы родителям
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.
3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
5. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
7. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
11. Не критикуйте ребёнка после экзамена.
12. Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

Советы учителям
1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.
2. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.
3. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.
4. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
5. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.
6. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

Советы выпускникам

Подготовка к экзамену
1. Подготовь место для занятий;
2. Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;
3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;
4. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;
5. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут- перерыв;
6. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
8. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;
9. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Перед началом тестирования
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).
Будь внимателен! Оттого, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Во время тестирования
1. Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.
2. Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.


Как развить внимание?
Вы уже поняли, что основой памяти является внимание?!
Правильно! Если бы не было внимания, мы ничего не смогли бы запомнить. А если качество запоминания напрямую зависит от внимания, то мы должны научиться управлять им и даже его тренировать.
Для начала же ознакомимся с его свойствами:
1. объём;
2. сосредоточенность;
3. устойчивость;
4. распределение;
5. переключаемость.
Объём внимания – это то количество информации или объектов, которое человек может запомнить одновременно. Объём внимания у каждого человека разный, но считается, что среднестатистический человек может запомнить от 5 до 9 объектов одновременно. Можно добиться и лучших результатов. Этому мы тоже в дальнейшем будем учиться.
Сосредоточенность – одно из главнейших свойств внимания, поскольку от него зависит качество запоминания.
Устойчивость – одна из ключевых характеристик внимания, с которой связаны производительность и эффективность умственной работы.
Распределение внимания – выполнение в один промежуток времени нескольких действий при одновременном контроле над несколькими процессами или объектами. Это качество более значимо в профессиональной деятельности, например, в профессии авиадиспетчера.
Переключение внимания – способность внимания переключаться с одного предмета на другой.
Внимание, как и память, нуждается в постоянной тренировке. Все выше перечисленные параметры внимания следует развивать. Но самое эффективное в этом направлении – развитие уменийконцентрации внимания. Сосредоточенность (концентрация) зависит от
1. хорошей физической формы;
2. эмоционального настроя на работу и заинтересованности в ее результатах;
3. наличия базы, необходимой для восприятия новой информации.
Следовательно, выполняя эти условия, мы будем способствовать улучшению способности к сосредоточению, т.е. повышению качества памяти.
Поддержанию хорошей физической формы способствуют занятия спортом, особенно на свежем воздухе, правильное питание, отказ от употребления алкоголя и табака. Вы помните, что для нормального функционирования клеток мозга необходимы кислород и питательные вещества. Поэтому берем за правило ежедневные вечерние прогулки на 15-20 минут и сон в хорошо проветренной комнате. Создание этих условий больших усилий от Вас не потребует.
А как быть с обеспечением заинтересованности? Ведь порой нам приходится заниматься не совсем любимым предметом. В этом случае подумайте, зачем Вам нужно то дело, которым Вы собираетесь заняться, какие выгоды ждут Вас в итоге, т.е. создайте мотив. Сложнее с созданием эмоционального настроя. Ведь это «штука» абсолютно индивидуальная, и вряд ли сработает какой-то единый рецепт.
Эмоциональный настрой в интеллектуальной работе зависит и от субъективных факторов, которые можно устранить усилием воли (лень, например), и от объективных, никак не зависящих от нас.
Но бывает, что при выполнении конкретной интеллектуальной работы никак не удается сконцентрироваться на процессе. 
Используйте один из приемов:
1. Проветритесь – побудьте 15-20 минут на свежем воздухе.
2. Примите бодрящий прохладный душ.
3. Медленно выпейте мелкими глотками стакан прохладной воды. Это придаст Вам сил и снимет легкую усталость.
4. Выполните мудру Хакини. Соедините кончики растопыренных пальцев правой руки с кончиками пальцев левой руки.
Такое положение пальцев способствует взаимодействию правого и левого полушарий, при этом открывается доступ к правому полушарию, где хранится вся информация. Более того, эта мудра оказывает положительное действие и на дыхательный процесс, делая его глубже, что также хорошо сказывается на работе головного мозга.
Мудру Хакини можно практиковать в любое время для тренировки памяти, когда необходимо концентрироваться на чем-либо или припомнить что-нибудь из ранее прочитанного. Одно непременное условие: при выполнении мудр, при любом занятии умственной работы НИКОГДА не скрещивайте ноги!
Если Вам необходимо срочно что-нибудь вспомнить, соедините кончики пальцев обеих рук, при этом поднимите глаза вверх, а во время вдоха кончиком языка коснитесь десны. При выдохе верните язык в привычное положение. Затем сделайте глубокий вдох, и Вам в голову тут же придёт то, что Вы хотите вспомнить.
Еще одним объективным фактором, мешающим нам сосредоточиться, является незнание элементарных, базовых для понимания нового материала вещей. Вы читаете, например, текст, готовясь к экзамену, и не можете заставить себя сосредоточиться. Подумайте – почему? Не понимаете смысла прочитанного? Этому может быть две причины:
1. Возможно, Вы не знаете каких-то базовых понятий, идей или концепций. Поэтому общее содержание ускользает от Вас.
2. Вам просто непонятны отдельные слова из текста статьи.
В первом случае Вам придется потратить время на то, что Вы не усвоили раньше, и лишь потом переходить к сложному материалу. Во втором – проще: выписываете значения непонятных слов, делаете комментарии, т.е. создаете глоссарий. Обратите внимание, сегодня в конце или в начале многих научных текстов можно обнаружить глоссарий.
И напоследок еще один прием, позволяющий понять смысл трудно воспринимаемого текста.
1. Разбейте текст на блоки (абзацы, возможно, даже предложения).
2. Выделите непонятные места.
3. Прочитайте блок еще раз очень внимательно.
4. Изложите письменно его содержание своими словами.
Резюме:
1. Своим вниманием можно и нужно научиться управлять.
2. Заведите тетрадь эффективных приемов для развития внимания, памяти.
3. Используйте мудру Хакини на уроках, на семинарах, на зачетах, экзаменах, всегда, когда Вам нужно что-нибудь вспомнить. Это Ваша волшебная палочка!
Научитесь планировать Вашу деятельность. Вы обнаружите в себе появление целеустремленности, добьетесь повышения самооценки и удивитесь количеству реализованных за неделю дел.

Упражнения для улучшения памяти.
Упражнение 1. (Это упражнение можно выполнять всегда и везде: например, при чтении газеты, журнала и т.д.).
Посмотрите внимательно на рисунок, фотографию в течение 3-х секунд. Потом закройте глаза и представьте себе это изображение во всех деталях. При этом Вы можете задавать себе наводящие вопросы:
- Есть ли на изображении люди или животные?
- Если да, как я могу их описать?
- Есть ли растения? Какие?
- Что я могу вспомнить из предметов, изображенных на рисунке?
Откройте глаза и сравните представленную Вами картинку с ее оригиналом.
Упражнение 2.
Попробуйте вспомнить следующую информацию. Запишите то, что Вы вспомните. Постарайтесь затратить на воспоминание как можно меньше времени.
- Напишите номера телефонов, которые Вы помните на память.
- Напишите имена и фамилии Ваших одноклассников в 1, 3 или 5, 9 классах.
- Напишите названия книг, которые Вы прочитали за последний год, и имена авторов.
Это задание можно варьировать: например, попробуйте вспомнить домашние адреса Ваших друзей, почтовые индексы и т.д.
Упражнение 3.
Подчеркните все встретившиеся Вам буквы А.
ЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШГУВФФШОРУЗЩГУХЗЩГЛДРГУЩШКРАЩШЩШРУЩЗЙЦХЗОЛЭХЩЩУГНКРОАЙШНУОРЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШХПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩРПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦЦРРЛЗЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДДВПАХУЦЩШГУВВПШОРНРЗЩОАЩГОАУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦЦЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШШГУВФФШОРУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЩОАЩГОАЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШГУВФФШОРУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩШРУЩЗЙЦХЗОЛЭХХЩУГНКРОАЙШНУОРЩГУХЗШУХЗШКРЙЗХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦ
Это упражнение развивает способность быстро выхватывать нужную информацию.
Упражнение 4.
Запомните перечень приведенного ниже списка. Закройте текст, напишите перечень, соблюдая прежний порядок.
Помидоры
Нут (турецкий горох)
Чернослив
Йогурт
Кофе
Чистящее средство
Подсолнечное масло
Брынза
Ржаные хлебцы
Апельсиновый сок
Мука
Упражнение 5.
Вы видите перед собой первые и последние буквы слов. Впишите остальные буквы, чтобы получилось слово.
К____________________Р
Г____________________Д
К____________________Н
Б____________________Я
З____________________Н
Т____________________Р
Р____________________Т
Н____________________З
Я____________________Б
Н____________________К
Д____________________Г
Р____________________К










Как готовить домашнее задание по русскому языку


1. Для начала ученик должен приготовить рабочее место.

2. Первое, с чего начать выполнять домашнее задание, – это выучить все необходимые правила.

3. После того, как ребёнок выучил правила, пусть сделать более лёгкое задание.

4. Он должен внимательно прочитать задание, вникнуть, и только после этого выполнять.

5. Если же задание письменное, то необходимо для отделения классной работы от домашней и для выставления отметки за работу пропускать две строки.

6. Сначала нужно прочитать текст и записать в тетради «Домашняя работа», номер упражнения. Всё это записывается словами.

7. После этого, диктуя его себе по слогам вслух или про себя, ребёнок записывает текст.

8. Текст каждой новой работы ученик начинает с красной строки (2 см).

9. Писать нужно аккуратным, разборчивым почерком без помарок, многих исправлений, с соблюдением полей.

10. Все виды письменных работ школьник должен выполнять синим шариковым стержнем. Запрещается писать красными и другими цветными чернилами. Все страницы тетради должны быть чистыми. Исправления ошибок делается зачёркиванием неверно написанной буквы косой линией и написанием вместо неё правильной сверху. Не следует обводить буквы несколько раз. Если потребуется заменить слово, часть предложения или всё предложение, рекомендуется в этом случае зачёркивать написанное тонкой линией, но не употреблять скобок, т.к. скобки являются пунктуационным знаком.

11. Не разрешается пользоваться резинкой, корректором. Грязно, небрежно и нечётко написанную работу учитель не принимает на проверку и предлагает ученику выполнить работу заново.

12. После того, как сделано основное задание, необходимо выполнить задание к упражнению. Грамотно списанный текст без грамматических заданий оценивается только на «3».

13. Все подчёркивания и морфемный разбор проводить только графитным карандашом.